22:26 

Про воспитание и самовоспитание

Keng-a
На самом деле - о том, чему мне жизненно необходимо научиться и научить Лену.


1. Быть сильной, здоровой, уверенной, спокойной. Чтобы не случилось, не терять уверенности в том, что трудности можно преодолеть и разрешить.
Ни в коем случае не демонстрировать страдание, не принимать трагически-скорбный вид. Заболела - идти к врачу, начинать лечение, отмечать улучшения.

2. Сохранять и поддерживать контакт с обеими бабушками и дедушкой, с братьями, с друзьями. Приглашать в гости их, ходить в гости к ним, планировать и осуществлять совместно-семейные вылазки на каток, в парк, на лыжную прогулку и т.п.

3. Поддерживать в доме порядок, чистоту, свежесть и уют. Так, чтобы дома хотелось рисовать, мастерить новогоднюю гирлянду, резать по дереву и делать тысячу других необязательных вещей.
И еще обязательно готовить своими руками. Пускай макароны по-флотски с морковным салатом, но приготовленные. А не банальные отваренные пельмени.

4. Не рассчитывать на то, что Лена однажды вылечится и станет такой же, как ее здоровые ровесники. Настроиться на ежедневный незаметный постороннему глазу труд.
Выполнять рекомендации врача. Лечиться в стационаре.
Гулять, делать массаж, играть в настольные игры.

5. Ценить время. Оно уходит. Ежедневные занятия дают результат недели через полторы. Пропущенные - сдвигают получение результата на недели, а то и месяцы.

6. На не прошенные советы незнакомых людей отвечать предельно ясно и вежливо: "Мне не интересно Ваше мнение". Никаких виноватых и просительных интонаций. Только ровное, вежливое, уверенное поведение. Посторонним людям просто нечего делать в моей жизни. И уж тем более у них нет права вмешиваться в воспитание Лены своими "типа педагогическими" рекомендациями.

7. Беречь нервы. Избавляться от чувства вины перед Леной. Не: "Я родила больного ребенка", а "Случилось то, что случилось. Пляшем от того, что имеем."
Избавлять Лену от чувства вины за свою инаковость.
В природе всегда есть больные и здоровые, красивые и уродливые, умные и глупые.
Никакой трагедии в этом нет. Все люди разные, все - необычные.

8. Уважать мнение Лены. Подчеркивать его значимость. Никогда не принимать решений, касающихся Лены (кружки, внешкольные встречи с одноклассниками и т.п.), не посоветовавшись с Леной.
И научиться уже разделять себя и Лену. Не "Мы грызем ручки, ногти, тетради", а "Лена грызет все подряд".
Не "Мы делаем уроки", а "Лена делает уроки".
У Лены должны быть свои зоны ответственности. Я при всем желании не смогу прожить жизнь за нее.

9. Учить Лену общаться с другими детьми. Игнорировать собственное "не хочу, будет стыдно, будет неловко, Ленка неуклюжая и опять наставит себе фингалов". Умение общаться с ровесниками у комнатного ребенка никогда не выработается. Из-за банального отсутствия практики.

10. Научиться расслабляться и отвлекаться, не прибегая к помощи алкоголя, катадолона и сирдалуда. Здоровье - ресурс ценный, его надо всеми силами сохранять.
Находить время для рисования, для прогулок в одиночестве (бабушки в помощь), для любых других дел, помогающих восстановить спокойствие.

11. Уважать Лену:
- Не орать,
- Не контролировать постоянно,
- Не делать необоснованных поблажек из-за неполадок со здоровьем,
- Ни в коем случае не унижать,
- Не допускать, чтобы Лена считала, что мне из-за нее тяжело.

12. В уроках исходить из способностей и возможностей. Не пытаться охватить все и сразу.
Приспосабливаться к Лениному темпу. Не торопить, не ругаться, не подгонять.
Помнить, что школа - это не все в жизни.
Находить силы на то, чтобы учить Лену бытовым вещам во время уборки, готовки, глажки.
Да, это тяжело. Да, ребенок в таких случаях не помогает, а мешает.
Но умение отрезать хлеб, сыр, вскипятить чайник и т.п. во взрослой жизни востребовано намного больше, чем умение аккуратно писать в прописи.
Так что целесообразнее сократить время, затрачиваемое на пропись - и увеличить то, которое тратится на освоение бытовых навыков.

13. Научиться отшучиваться. Научиться обидную и травматичную ситуацию превращать в веселую чепуху. Веселая мама - мама счастливая, сильная и уверенная в себе. Значит все в порядке.

14. Не избегать разговоров с учителем, с психологом, с родителями одноклассников. Если задают какие-то вопросы, касающиеся Ленкиного поведения, отвечать и объяснять. Но самой на рожон не лезть и Ленкиной болезнью как индульгенцией за все косяки не тыкать.

15. Ленкины достижения не сравнивать с достижениями одноклассников.
Только - с тем, как получалось раньше у Лены и как получается сейчас.
Научиться видеть и оценивать ее собственный прогресс.

URL
   

Кедродебри - шишкопущи

главная